Что такое ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей)

Что такое ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей)

Обнаружение задержки в развитии речи

Обнаружение у детей задержки в развитии речи является актуальной темой. Несмотря на то, что число малышей с этой проблемой не уменьшается, ее можно успешно преодолеть, если найти ее вовремя и не запустить. Ответственность за это лежит на родителях, которые должны заметить отклонение и обратиться к лучшим врачам для полноценного обследования ребенка. Если проблему вовремя не решить, то с ростом возраста ребенка будет все больше отставать не только в речи, но и в психике, обучении и общении со сверстниками.

За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла десятками раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затрагивает в первую очередь развитие мышления (формируется задержка психоречевого развития (ЗПРР)), а также детей с врожденными неврологическими заболеваниями.

Задержка психоречевого развития обнаруживается чаще у детей, старших трех лет. Это обусловлено тем, что в этом возрасте дети активно начинают общаться с окружающими. Тем не менее, важно обнаружить отклонение уже на более раннем этапе, не позднее чем в пять лет. Если ребенок не начинает разговаривать после семи лет, шансы на полное выздоровление очень малы.

Хотя возможность полного выздоровления зависит от степени нарушения и применяемых методик лечения, чем раньше родители обнаружат проблему, тем больше шансов на успешное преодоление ее. Лучшее время для выявления задержки психоречевого развития – в возрасте двух-трех лет.

Как распознать задержку психоречевого развития (ЗПРР): симптомы и признаки

Если задержка происходит по причинам, связанным с генетическими факторами, то она может проявляться уже на ранних стадиях детства.

Симптомы задержки психоречевого развития:

  • 4 месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (что также может быть симптомом аутизма);
  • 8-9 месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
  • 1 год: ребенок очень тихий, почти не произносит звуков;
  • 1,5 года: не говорит простых слов (например, "мама" или "дай"), или не воспринимает их и не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; также может иметь трудности с жеванием;
  • 2 года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не может повторять за другими новые слова;
  • 2,5 года: использует не более 20 слов, не может составить простые фразы из двух-трех слов, не знает названий частей тела или предметов;
  • 3 года: не может самостоятельно образовывать предложения, не понимает простых рассказов. Ребенок может говорить слишком быстро, не отделяя слова четко друг от друга, или слишком медленно, растягивая слова. Когда к нему обращаются взрослые, он может дословно повторять их слова.

У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может быть повышенное слюноотделение и всегда приоткрытый рот. Такие дети часто бывают гиперактивными, агрессивными, неспособными к сосредоточенности, быстро устающими и с плохой памятью. Кроме того, у таких детей может быть неразвитое воображение и ограниченный набор эмоциональных выражений, что затрудняет их общение с другими детьми. Симптомы ЗПРР могут также проявляться в органических нарушениях. При использовании методов, таких как электроэнцефалография (ЭЭГ) или вызванные потенциалы (ВП), часто обнаруживаются нарушения в левом полушарии мозга, которое отвечает за развитие речи.

Чем дольше задержка психоречевого развития продолжается у ребенка, тем больше его психическое и умственное развитие замедляется. Ведь чем старше дети становятся, тем больше информации они получают через речь других людей. Это еще одна причина, почему лечение ЗПРР нужно начинать как можно раньше.

Причины задержки психического и речевого развития

В отличие от самостоятельных заболеваний, задержка психоречевого развития является следствием отклонений в развитии головного мозга и центральной нервной системы. Факторы, которые могут вызывать ЗПРР, включают болезни матери во время беременности, такие как проникновение инфекции, отравление или травмы, включая гипоксию (кислородное голодание) плода в утробе матери. Тяжелые роды, различные виды травм при родах, такие как перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС и шейных отделов позвоночника, могут вызвать задержку психоречевого развития.

Также, ЗПРР может быть вызвана перенесением ребенком тяжелых инфекций и других заболеваний мозга в раннем возрасте, генетическими и хромосомными заболеваниями, при которых нарушается структура мозга или неправильным воспитанием ребенка, где ребенок может вырасти под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются.

Заболевания, которые могут вызвать задержку психоречевого развития, включают врожденные аномалии ЦНС, эпилепсию и другие неврологические заболевания, ишемию головного мозга, гидроцефалию, повышенное внутричерепное давление, ДЦП, опухоль головного мозга, патологии сосудов головного мозга, лейкодистрофии, и нарушение ликвородинамики.

Важно отметить, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга, наличия некоторых наследственных заболеваний и неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Поэтому для корректировки ЗПРР необходимо устранять причины ее появления.

Аутизм, связанный с ЗПРР

Когда работа центральной нервной системы (ЦНС) сбоит или организм ребенка подвергается воздействию сильных инфекций, то это может привести к задержке не только в речевом и психическом развитии. В ряде случаев заболевание сопровождается проявлениями расстройств аутистического спектра. Давайте рассмотрим их признаки в поведении ребенка.

  • Отсутствие эмоционального контакта с окружающими, неумение улыбаться или общаться с родителями.
  • Склонность к агрессии, направленной как на окружающих, так и на себя (кусание себя или удары).
  • Стереотипное поведение: раскачивание на месте, хождение по кругу, вертение в руке одного предмета, компульсивное расстановка предметов в определенном порядке и негативная реакция на новые условия.
  • Неумение играть с игрушками, предпочтение конкретных игрушек или их частей.
  • Избегание общения со сверстниками и неумение взаимодействовать с ними.

Также непонимание обращенной речи является признаком аутизма, а также задержка в развитии речи. Если Ваш ребенок проявляет перечисленные признаки, то лечение должно проводиться совместно с психологом и логопедом-дефектологом, а также другими специалистами.

Как помочь детям с задержкой психоречевого развития

Задержка психоречевого развития (ЗПРР) требует комплексного лечения, начинающегося как можно раньше. Врачи, которые могут участвовать в терапии, включают в себя психиатра, невролога, логопеда-дефектолога, психолога и нейропсихолога. Родители также должны принимать активное участие в лечении. Если терапия начата рано и задержка не слишком значительна, можно ожидать высоких результатов. Однако, если терапия задерживается, то вероятность успеха становится значительно ниже. Чем позже начнется лечение, тем меньше шансов, что ребенок сможет учиться в обычной школе и нормально общаться со сверстниками.

Методы лечения задержки психоречевого развития у детей

Методы лечения задержки психоречевого развития у детей

Задержка психоречевого развития (ЗПРР) — это последствие различных нарушений в нервной системе ребенка. К счастью, в современной медицине существует ряд методов, которые помогают улучшить здоровье детей с ЗПРР.

Микротоковая рефлексотерапия является одним из методов лечения ЗПРР. Этот метод включает воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга и нейрорефлекторные зоны. Импульсы помогают восстанавливать работу центральной нервной системы в зонах, где она была нарушена. Врач, используя аппарат, воздействует на зоны мозга, связанные с речью, ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Микротоковая рефлексотерапия очень эффективна при гидроцефалии. Этот вид терапии разрешен для детей с шести месяцев.

Занятия с логопедом-дефектологом – еще один метод, помогающий детям с ЗПРР развивать память, мелкую моторику, мышление, а также учит правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.

Логопедический массаж - это дополнительная мера при задержке речевого развития, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.

Однако, одним лишь логопедом-дефектологом дело не ограничивается. Родители не должны обращаться к логопеду-дефектологу, если ребенок не был предварительно проработан другими специалистами.

Медикаментозная терапия – еще один метод лечения ЗПРР. Лекарства назначают врачи-неврологи или психиатры. Перед назначением медикаментов, врач проводит исследование через компьютерную томографию, ЭЭГ и другие методы, выявляя нарушения в работе ЦНС. И только после этого он разрабатывает индивидуальную схему лечения пациента. Чаще всего, неврологи назначают ноотропные лекарственные средства. Однако, не всегда психотропные препараты прописываются "по адресу". Некоторые случаи могут обойтись без них или заменой на другие лекарства.

Дополнительные методы коррекции задержки психического развития у детей (ЗПРР) включают в себя несколько подходов.

В первую очередь, родители могут обратиться к детскому психологу, если задержка в развитии связана с психологической травмой или неблагополучной обстановкой в семье. Врач может помочь ребенку при проблемах со сверстниками, речью и поведением.

Также можно применять альтернативные подходы: иппотерапию, дельфинотерапию, арт- и музыкотерапию. Развитие моторики тела также является хорошим вариантом для лечения ЗПРР. С помощью различных развивающих упражнений и игр, родители могут проводить занятия со своим ребенком, что поможет ему быстрее развиваться.

Кроме того, остеопатия, как метод альтернативной медицины, может помочь детям с задержкой психического развития. Остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ и психику ребенка, мануально воздействуя на активные точки на теле.

Важно знать, что только работа с логопедом и таблетки не помогут устранить задержку психического развития. Родители должны обращаться к профессионалам, которые проведут комплексную диагностику и разработают индивидуальный план коррекции, включающий разные методы.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *