Методы организации финансового менеджмента: как найти подходящее решение для бизнеса?

Методы организации финансового менеджмента: как найти подходящее решение для бизнеса?

В настоящее время любая компания, которая хочет обеспечить стабильный рост и прибыль, должна иметь продуманный финансовый менеджмент. На практике это означает, что система управления денежными ресурсами должна содержать множество видов выполнения работ. В то же время, для того чтобы современный финансовый директор справлялся с задачами, ему необходимо обладать обширными знаниями, а также иметь богатый опыт в различных областях управления.

В этой связи наша статья нацелена на то, чтобы систематизировать информацию о финансовом менеджменте, а также для того, чтобы описать концепции и методы его организации.

Финансовый менеджмент – система мероприятий, направленных на формирование капитала организации и распределение денежных ресурсов таким образом, чтобы они приносили максимальный доход. Это играет важную роль в компаниях, так как для успешной деятельности и увеличения рыночной стоимости нужны деньги и четкая стратегия управления денежными средствами. Финансовый менеджмент является главным аспектом управления предприятием, от которого зависят успех и конкурентоспособность бизнеса.

Функции финансового менеджмента включают:

  • Увеличение прибыли компании за счет грамотного управления оборотными и внеоборотными активами;
  • Обеспечение роста рыночной стоимости предприятия через умелое инвестирование;
  • Предупреждение банкротства и сокращение финансовых рисков путем выявления и предотвращения негативных событий и разработки плана минимизации ущерба, если они все же наступят;
  • Сокращение расходов, например, с помощью налогового планирования;
  • Рациональное распределение финансовых ресурсов, чтобы все активы компании приносили пользу;
  • Укрепление положения компании на рынке через лидерство в своем сегменте и освоение новых направлений.

Отметим, что за организацию финансового менеджмента на предприятии отвечает финансовый директор. Финансовый директор должен иметь управленческий опыт, знать теорию и методы менеджмента, а также обладать аналитическим складом ума и определенными личными качествами.

Организация менеджмента: методы и концепции

В системе управления денежными ресурсами на предприятии реализуются различные методы, что позволяет достигать целей и выполнять задачи наиболее эффективно. Грамотный финансовый директор применяет их все, опираясь на теоретические знания и практический опыт, и выбирает наиболее подходящие методы в зависимости от конкретной ситуации. Рассмотрим основные методы финансового менеджмента, используемые на предприятиях:

  • Планирование и прогнозирование: для рационального распределения финансовых ресурсов необходимо иметь точное представление о необходимых затратах на развитие бизнеса, расчеты с контрагентами, кредиторами, налоговыми органами, а также обеспечить все потребности предприятия в течение определенного периода. Кроме того, финансовый директор должен понимать, нужны ли дополнительные финансовые источники для предприятия, и куда направляться, чтобы эффективно использовать деньги. Все расчеты основаны на финансовой отчетности и других достоверных сведениях.
  • Налогообложение: многие изменения в налоговом законодательстве могут повлиять на бизнес предприятия, поэтому финансовый директор должен оперативно реагировать на все нововведения и знать способы оптимизации налогообложения для снижения расходов.
  • Кредитование: часто компании должны прибегать к кредитованию, чтобы развивать свой бизнес. Однако финансовый директор должен тщательно оценить перспективы и риски, связанные с этим решением, до того, как оформить кредит.
  • Самофинансирование: эта стратегия финансового менеджмента предполагает удовлетворение повседневных потребностей компании за счет собственных средств. Финансовое решение должно обеспечивать постоянное наличие собственных средств в необходимом количестве для бесперебойной работы.
  • Страхование: бизнес не может обойтись без рисков, и один из надежных способов защиты от непредвиденных потерь - это страхование.
  • Ценообразование: правильное установление цен на товары и услуги позволяет предотвратить потери, связанные со слишком высокой либо низкой ценой продукта.

Для принятия управленческих решений в финансовом менеджменте используются специальные концепции. Они отразят многогранность сторон управления денежными средствами предприятия и помогут оценить их наиболее эффективное использование. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Концепция денежного потока: это метод оценки всех операций и активов компании с точки зрения направления и величины потока, который они создают. Он может быть положительным или отрицательным, что определяет эффективность использования средств и расходы компании.
  2. Концепция эффективного рынка: этот подход предполагает учет зависимости цены на финансовые инструменты от поступающей информации. Он позволяет определить справедливую стоимость активов компании, которая может изменяться в результате появления новостей политики и экономики, отчетности компаний, данных рейтинговых агентств и т.д.
  3. Концепция альтернативных расходов: выбор того или иного финансового решения всегда означает отказ от других возможностей вложения капитала, и оцениваются затраты от неиспользованных возможностей. Решение принимается на основе сравнения альтернативных издержек: выбирается вариант, который связан с наименьшей упущенной выгодой.
  4. Концепция взаимосвязи доходности и риска: это зависимость, которая связывает риск любого способа получения прибыли с его ожидаемой финансовой отдачей. Чем выше ожидаемая отдача, тем больше риск. Здесь должен быть найден компромисс между доходностью и риском.

Кроме перечисленных концепций, существует множество других подходов к управлению предприятиями. Важно, чтобы финансовый директор имел достаточные знания и опыт для выбора оптимальных финансовых решений в каждый конкретный момент.

Основные инструменты финансового менеджмента предприятия включают в себя несколько концепций и методов, которые необходимы в организации для эффективного управления денежными ресурсами и обеспечения прибыли.

Первым инструментом является финансовый анализ и мониторинг, который заключается в оценке экономического положения компании, ее платежеспособности, стабильности, ликвидности и прибыльности. Он основывается на данных бухгалтерского баланса, отчетов о прибыли и убытках, а также отчетов о движении денежных средств. С помощью финансового анализа можно планировать распределение ресурсов, определять потребность в финансировании и принимать грамотные решения.

Контроль валютных потоков и анализ валютного риска являются вторым инструментом. Компании, владеющие активами или обязательствами в иностранной валюте, подвержены риску из-за колебаний курса. Путем анализа и контроля можно разработать оптимальную стратегию проведения валютных операций и минимизировать возможные потери.

Третий инструмент – финансовый контроль, который необходим для отслеживания эффективности бизнес-процессов, исполнения бюджетов и соответствия фактических показателей запланированным. Он позволяет оптимизировать использование денежных ресурсов и уменьшить расходы.

IT-решения, которые используются сегодня в качестве современного инструмента финансового менеджмента, обеспечивают автоматизацию бизнес-процессов, экономят время, повышают точность операций и упрощают взаимодействие с клиентами и партнерами. Комплексное решение внедрения ERP-систем (программных пакетов для управления ресурсами предприятия) помогает достичь всех этих целей.

Финансовый менеджмент необходим для всех типов бизнеса, включая крупные, средние и малые компании. Управление денежными ресурсами с помощью продуманной системы помогает расходовать средства с наибольшей пользой для развития компании и максимизации прибыли. Роль финансового директора весьма многогранна, и от него требуется принимать самые разнообразные решения ежедневно. Поэтому его компетенции должны отвечать высоким требованиям.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *