Как на поле Куликовом…

Мамаево побоище – тема, казалось бы, избитая. О Куликовом поле сказано изрядно и многими.

Мамаево побоище – тема, казалось бы, избитая. О Куликовом поле сказано изрядно и многими. О решающем значении засадного полка Серпуховского князя Владимира Андреевича в исходе сечи нашим землякам становится известно с младых ногтей. И тем не менее время от времени находится новый ракурс рассмотрения темы и новые вопросы.

Так, интересное размышление предлагает историк Борис Книпис.
Мы знаем, что вся существенная, значимая и лаконичная информация о Куликовской битве заключена в единственном источнике, который затем многажды тиражировался и дополнялся различными подробностями. Первоисточник – летопись «Сказание о Мамаевом побоище». Она была составлена в стенах Троицкой Лавры и датируется 1409 годом. То есть написана спустя несколько десятилетий после битвы. Кроме того, сам её текст не сохранился – сгорел в огне московского пожара 1812 года, но различные письменные версии произошедшего появлялись вплоть до 1680-х годов.
В исходной же летописи о самом ходе сражения нет никакой конкретизации, только  общие слова. Но когда дело касается последней фазы боя, то тут начинаются подробности. Мы здесь находим описание того, как воевода Боброк Волынец и князь Владимир Серпуховский  атаковали половцев засадным полком, в результате  ход сечи переломился и русские победили. Потом великого князя Московского Дмитрия Донского долго не могли найти, но всё-таки отыскали в иссечённых доспехах и без сознания.  «Тогда же Мамаи не во мнозе утече съ Доньского побоища и прибеже въ свою землю въ мале дружине, видя себе бита и бежавша и посрамлена и поругана». Почему?
Итак, сказание составлено в Троице-Сергиевой Лавре, при этом нужно учитывать, кто был владельцем земли, на которой размещался монастырь. Он стоял не на великоняжеской земле, а на уделе, принадлежавшем родителям Владимира Храброго. Поэтому преподобный Сергий мог чувствовать себя относительно свободным по отношению к великому князю Дмитрию Ивановичу. И тогда, утверждает историк, становится понятным такая структура летописи: монахи Лавры возвеличивали своего удельного князя. Очевидно, что летописцы не ходили опрашивать участников битвы в другие земли, а слушали рассказы самих ратников или уже детей воинов засадного полка, которым командовал князь Серпуховский. То есть основная информация, которая была доступна летописцам, исходила от дружинников князя Владимира. И несмотря на то, что полк представлял собой меньшую часть русского воинства, а в нём состояли ратники ярославские, суздальские, нижегородские, московские, белозёрские, галичские и т.д., –именно о нём мы знаем больше всего.

Кстати : Напоминаем любителям древностей, что в Серпуховском историко-художественном музее действует постоянная экспозиция «Серпухов – город-ключ», где собрано много артефактов времён раздробленности Руси и рассказывается о князе Владимире Андреевиче. А молодёжь для посещения выставки может воспользоваться «Пушкинской картой»

Источник: http://inserpuhov.ru/novosti/istoriya-goroda/kak-na-pole-kulikovom

Последние новости

Прощание с ветераном медицины

Галина Семеновна Грибаха завершила свою карьеру после 57 лет работы в Дзержинской больнице.

Новые меры по улучшению качества воздуха в Москве

Городские власти объявили о запуске программы по снижению загрязнения воздуха.

Кремль готовит назначение нового посла в США

Ожидается, что имя нового дипломата будет обнародовано в ближайшее время.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Каменске-Уральском

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *