03.02.2022

Всю красоту из всех времен...

Заключительный концерт ХVIII фестиваля искусств «Серебряная псалтирь» прошел 29 января в ДК «Октябрь».

Заключительный концерт ХVIII фестиваля искусств «Серебряная псалтирь» прошел 29 января в ДК «Октябрь».

Яркий и насыщенный музыкальный и историко-культурный марафон – вот чем явился фестиваль «Серебряная псалтирь» в год своего совершеннолетия. Большой удачей, с учетом продолжающихся околовирусных страстей, можно считать то, что основные концерты и встречи фестиваля состоялись в очной форме, тем более что проходили они в декабре-январе, в период рождественских и новогодних праздников. Среди новшеств фестивальной программы, способных перерасти в традицию, – объявленная в декабре новая номинация «Мастер музыкальных инструментов» (открыла ее творческая встреча с гитарных дел мастером Валерием Гуляевым, с недавних пор жителем Дубны) и пока еще не получившая названия «ветвь», обозначенная как творческая интеллектуальная беседа. Интереснейшим собеседником дубненцев стал 5 января прозаик, публицист, историк, искусствовед, путешественник, автор и ведущий телепрограмм Константин Ковалев-Случевский. В первой половине января состоялись также три фестивальных концерта, а завершил программу традиционный гала-концерт, проходивший в малом зале ДК «Октябрь».

Начался вечер с неприятной неожиданности: буквально накануне гала-концерта организатора и ведущую фестиваля Елену Злобину настиг зловредный вирус, но, по счастью, его облегченный штамм. Так что Елена, хотя и не имела возможности присутствовать на концерте, смогла произносить реплики ведущей удаленно, появляясь на большом экране в глубине сцены. А действия ведущей в ходе концерта исполняли ее юные дочери, Ксения и Дарья, вручая всем участникам дипломы и подарки организаторов фестиваля.

Перед началом гала-концерта с приветствием к залу обратился глава города Сергей Куликов. Он поздравил всех с успешно состоявшимся восемнадцатым фестивалем и отметил, что год назад предыдущий, семнадцатый, произвел на них с женой столь одухотворяющее впечатление, что они решили не пропускать ни один из последующих (судя по аплодисментам, постоянных зрителей фестиваля приятно впечатлило, что их ряды пополнили такие известные в городе персоны как Сергей и Отиллия Куликовы). Глава города также поблагодарил Елену Злобину за то, что в непростых условиях она, несмотря ни на что, продолжает организовывать и проводить «Серебряную псалтирь».

Елена Злобина, организатор фестиваля «Серебряная псалтирь»:

- От лица всех участников и зрителей фестиваля выражаю сердечную искреннюю благодарность за поддержку фестиваля искусств «Серебряная псалтирь» Объединенному институту ядерных исследований, Промышленной компании «Экомебель», АО НПЦ « Аспект», АО «НПО «Криптен», АО «Энерготен», АО «НПП «Интеграл», а также благодарим за партнёрство ТПП г. Дубны, за организационную помощь муниципальный Дворец культуры «Октябрь» в лице Александра Соболева, Анатолия Слепнева, Яны Арзамасцевой, Ирины Платоновой, Елены Аликовой, сотрудников муниципального выставочного зала Наталью Михайловну Шувикову и Софью Николаевну Новожилову. Благодарим за информационную поддержку нашу любимую газету «Встреча», Дубненско-Талдомское благочиние и газету «Соединяя берега», телеканал «Дубна» и всех неравнодушных жителей города, поддерживающих наш фестиваль.

Открыла программу концерта новая участница фестиваля – певица, автор песен, педагог Дарья Алексеевская, которую в центральной прессе называют «золотым голосом России». Что интересно: Дарья – лауреат международного конкурса православной и патриотической песни им. Александра Невского, лауреат Волжского конкурса исполнителей русского и цыганского романса, солистка Москонцерта – сама нашла информацию о нашем фестивале в интернете и решила принять в нем участие, так как ей «очень понравилась идея и концепция проекта».

Начав с исполнения «а капелла» духовного стиха «Пыль-дороженька», продолжив своими сочинениями на стихи Сергея Бехтеева и Николая Рубцова и завершив песней современных авторов Людмилы Колодяжной и Ольги Кузьмичевой, певица прямо-таки заворожила своим голосом зал. Невольно подумалось: как хорошо, что она преподает, как замечательно, что есть ученики, которые могут воспринять эту проникновенную и величавую певческую традицию России, идущую (как это ни банально звучит) из глубины веков.

Игорь Кочетков проявился на фестивале сначала как художник, а потом рискнул выступить и как поэт. Он, как рассказала, представляя этого участника, Елена Злобина, «прислал нам свои стихи, мы с отцом Виталием прочитали, и нам понравилось». На сцене автор заметно волновался, и, тем не менее, его стихи зал принимал очень тепло, в особенности большой отклик получили навеянные сменой времен года стихотворные размышления, которые поэт назвал – в духе своего художественного творчества – «пейзажной лирикой».

Украшением и прямо-таки откровением гала-концерта стала «рождественская» подборка старинных мелодий в исполнении Анны Тончевой и Александры Антошиной-Альпер. Им первым в этот вечер достались и бурные аплодисменты, и овации, и возгласы «браво!», своим выступлением они зарядили зал праздничным весельем. Что, в общем-то, объяснимо:

Анна Тончева – коллекционер и профессиональный исполнитель на исторических струнных инструментах эпохи Средневековья, Возрождения и раннего Барокко, сотрудничает с «Академией старинной музыки» МГАФ, В ее коллекции – лютня, виола ди мано, ренессансная и барочная гитары, смычковый псалтериум (псалтирь), готическая и ренессансная арфы, хроматический дульцимер (псалтериум), персидский тар, колесная лира, лира-кифара, семисен.

Александра Антошина-Альпер – ведущая солистка оперы Музыкального театра им. Н.И. Сац, лауреат международного конкурса. Активно сотрудничает с Московской филармонией, с известными оперными дирижерами и режиссерами, выступает как эксперт в области старинной музыки, лектор и спикер по истории музыки и искусства.

Выступление уникального дуэта на фестивале анонсировалось как «Рождественские песнопения христианства Кукуйской слободы, Москва. Микаэль Преториус, Ханс Лео Хасслер, народные мотивы. Анна Тончева – смычковая псалтирь, лютня, хакбретт. Александра Антошина-Альпер – цитра и вокал».

Разумеется, про Кукуйскую или Немецкую слободу, где в старину компактно проживали иностранцы, главным образом, европейцы разных национальностей и стран (тогда народ именовал их всех немцами, то есть немыми, поскольку они не говорили по-русски), все примерно помнят из школьной истории. Может быть, как и то, что рождественские и новогодние обряды мы изначально у Европы позаимствовали. А вот то, что в эпоху Средневековья и Ренессанса музыкальные инструменты наши и европейские были практически одинаковыми, оказалось сенсационно, к тому же Анна Тончева многозначительно добавила: «Еще неизвестно, кто у кого учился...» В исполнении Анны и Александры в этот вечер прозвучали песнопение Деве Марии «Твой древний свет согревает душу» (Анна играла на двухсмычковой псалтири, Александра пела, весь цикл – на хорошем немецком языке), песнопение (на этот раз в сопровождении лютни) «Поем и танцуем», которое до сих пор звучит в залах Западной Европы, а в Венгрии трансформировалось в самую популярную детскую песенку. И в завершение – сет из четырех рождественских песнопений: «Святая ночь», «Танец», «Ах, мой милый Августин», «Соловей возвестил». И опять невольно подумалось: как нелепо сейчас отгораживают нас от мира, при всей «особости» и «самости» мы – выходцы из большой европоцентричной «слободы».

Как и после выступлений всех участников, Елена Злобина поблагодарила Анну и Александру и выразила надежду, что они приедут на следующие фестивали и с другими своими программами – очень хочется, чтобы это сбылось.

Представляя публике «старую-добрую» участницу многих предыдущих фестивалей Людмилу Кононову – поэтессу, члена Союза писателей России, композитора, автора-исполнителя песен, Елена Злобина предположила: «Наверное, со временем ее признают классиком эпохи конца ХХ – начала ХХI века». Как жена вятского священника матушка Людмила когда-то получила благословение на творчество, и теперь ее многогранный талант приносит радость и вдохновение людям не только на родине, но и во многих других странах, где ее называют «поющей душой России». На нынешнем концерте Людмила Владиславовна представила несколько песен из своего нового альбома «Станция Свеча» и рассказала об истории заглавной песни. Железнодорожная станция «Поселок Свеча» действительно существует на пути между Кировом (Вяткой) и Санкт-Петербургом: «Я ее несколько раз на поезде проезжала – николаевских времен вокзал и рядом статуя Ленина, заботливо подкрашенная «серебрянкой». Идут века, сменяются правители, теснятся мегаполисы, а здесь мало что добавилось с тех пор, как еще Ярославна выходила на крепостную стену. И чувствую, надо мне это как-то осмыслить...»

Из прозвучавших песен нового альбома особенно порадовал «Наш ответ рэпу»: если замкнуться в четырех стенах и «кормиться» новостями из телевизора и соцсетей, легко вообразить, что мир вот-вот рухнет, но если обратиться к природе, столь же легко увидеть, как мир живет и радуется жизни. Это был во всех отношениях асимметричный ответ: в пику монотонности интонации и апокалиптичной мрачности слов – озорная, красочная, почти танцевальная мелодия и веселые, по-доброму ироничные стихи.

Совершенно покорило зрителей выступление Сергея Петрищева, певческая карьера которого началась в 1997 году с участия в детской телепрограмме «Утренняя звезда». Роковой для многих поющих мальчиков период ломки голоса Сергей преодолел удачно, его звонкий детский голос превратился в мягкий лирический тенор, именуемый в афишах и публикациях не иначе как «настоящий русский тенор». Закончив Оренбургский музыкальный колледж и затем Гнесинскую академию, Сергей стал профессиональным музыкантом, сегодня он солист МГАТ имени Н.И. Сац, лауреат музыкальных конкурсов и премий. Для первого выступления на православном фестивале певец выбрал из своего широкого репертуара (а исполняет он музыку зарубежных, советских и современных композиторов, арии из опер и оперетт, народные песни, всевозможные романсы) несколько когда-то популярнейших песен: «Гляжу в озера синие» (аккомпанировала на гитаре Светлана Золотоног, автор и исполнитель песен, участница фестивального концерта, состоявшегося 16 января), «Вижу чудное приволье», «Письмо отца», «Родная земля».

В большом зале, может быть, это было незаметно, а в малом удалось увидеть, что участники концерта до и после своего выхода на сцену находились в зале среди зрителей и слушали выступления коллег. Поэтому легко поверить в искренность слов Сергея Петрищева, которыми он предварил заключительную песню: «Радостно и приятно, что такой фестиваль проводится в вашем городе! Надеюсь, он будет крепнуть и расширяться, и у него будут всегда такие интересные артисты и такие верные зрители!»

Красивый голос певца, артистизм и проникновенность исполнения привели публику в полный восторг, овации и возгласы малого зала по силе не уступали тем, что могли быть в зале большом! И внезапно, на этой вершине общей эмоциональной волны, Елена Злобина объявила, что концерт завершен...

Традиционная финальная церемония – награждение дипломами и подарками участников предыдущих фестивальных концертов – позволила зрителям еще раз увидеть любимых исполнителей: Галину Приходько, Светлану Золотоног и ансамбль «Живая музыка». К тем артистам, кто по разным причинам не присутствовал, «награды доедут» – сообщила Елена Злобина. А от себя и от зрителей пообещала: полгода вспоминать этот фестиваль, еще полгода – ждать следующий. До встречи!

Анна Алтынова

Фото Александра ТИХОМИРОВА

Последние новости

Автоэксперт Сажин пояснил, почему запрет мигрантам водить автобусы опасен в России

После страшной аварии в северной столице, где автобус упал в реку Мойку в центре города депутаты нижней палаты парламента предложили ввести запрет на наем мигрантов водителями общественного транспорта.

Денис Кравченко: Россия взяла курс на опережающее научно-технологическое развитие

Об этом ответственный секретарь Бюро Высшего совета партии «Единая Россия», депутат Госдумы от Московской области Денис Кравченко заявил на Пленарном заседании Государственной Думы Денис Кравченко отметил,

Член ОП Данюк назвал хорошей стратегией назначение Белоусова на пост главы МО РФ

Владимир Путин поступил хитро со стратегической точки зрения, когда решил назначить на должность министра обороны Андрея Белоусова.

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *